Картинг

Картинг. В голове сразу возникают образы весело жужжащих маленьких автомобильчиков, которыми управляют дети и подростки. На самом же деле это впечатление обманчиво, картингисты - народ задорный и зачастую весьма взрослый.

Есть мнение, что заниматься этим видом спорта можно только с юного возраста. И действительно, Фернандо Алонсо, например, стал кататься на картах в 3 года. Но это вовсе не означает, что начинать в более позднем возрасте нельзя, просто вы вряд ли станете чемпионом мира по Формуле-1, если в 30 лет вы только приступаете к катанию на карте. Кстати, наряду с мужчинами, картингом занимаются и женщины, иногда вполне сносно. Так что вы можете ходить в клуб вместе со своей подругой.

Что же нужно, чтобы гоняться прилично? Во-первых, желание и воля к победе, во-вторых, терпение и время на тренировки и, в-третьих, небольшой вес. Конечно, толстяки тоже могут покататься на карте, но добиваться хороших результатов им запрещают законы физики.

Когда вы только начинаете заниматься картингом, обратите особое внимание на выбор шин. Конечно, двигатель и подвеска также важны, но их регулировка сложна и не настолько влияет на результат. Практически все карты, тем более в наших клубах, обладают схожими настройками. Вы же можете подстраивать машину под себя выбором шин разного типа и разным давлением в них. Ваш выбор должен зависеть от таких факторов как наличие осадков, температура асфальта, степень загрязненности трассы и т.д. В зависимости от них, требуется обеспечить наилучшее сцепление карта с дорогой. Такое умение приходит с долгой практикой и редко когда поддается математическому описанию. Действуйте методом "научного тыка".

При выборе резины можно столкнуться с двумя крайними вариантами: избыточная и недостаточная поворачиваемость. Недостаточная поворачиваемость является следствием менее плотного сцепления с дорогой на передних колесах; избыточная поворачиваемость - противоположное явление, приводящее к скольжению задних колес. Оптимальным же станет отсутствие обоих этих вариантов в вашем болиде, что можно сделать регулировкой давления в шинах.  

Когда вы настроили карт, на первое место выходит искусство прохождения поворотов. Даже совершенно неумелый водитель сможет пронестись по прямому участку на максимальной скорости, не уступив профессионалам, но настоящее мастерство вождения заключается в правильном прохождении поворота, которое нужно провести на максимально возможной скорости. А эта скорость, в свою очередь, набирается только если вы выбрали оптимальную траекторию. Для этого нужно правильно войти в поворот, правильно пройти его и правильно выйти. Поглядите на любые гонки по телевизору - большинство спортсменов проходят повороты почти по одной и той же траектории, на ней они могут сохранить наибольшую скорость. При входе в поворот следите, чтобы вас не выбросило с трассы - если вы чувствуете, что карт теряет сцепление, можно восстановить баланс, плавно работая газом и рулем. Быстрее пройдет тот, кто сможет выправить карт из заноса и дать полный газ как можно скорее. Вообще рекомендуют как можно меньше работать рулем, основные действия следует совершать газом. Бешено вращая рулевое колесо, вы будете терять драгоценную скорость и физические силы, что приведет к худшему времени заезда.

Помимо этого, в картинге большое значение имеет правильная работа своим весом. Она заключается в том, что вы переносите свой вес на какую-нибудь сторону. В результате карт слегка сместится, что позволит вам срезать апекс и пройти поворот по более пологой кривой. Как и всегда, уверенное владение этим приемом приходит с практикой.

Когда вы научитесь быстро ездить в одиночку на всех участках трассы, пора приступать к обгонам чайников, которые ездят хуже вас. Главное при проведении этого маневра - уверенность. Ключом к успеху является умение предвидеть, просчитывать заранее траектории движения своего и обгоняемого карта. Выгодным может стать также обманный маневр, например, показать, что вы проходите влево, соперник будет перекрывать левую траекторию, а вы проскочите справа.

Когда вы сами оказываетесь в положении обгоняемого, нужно принять решение: блокировать обгон или пропустить соперника. Если вы отстаете на круг или чувствуете, что гораздо медленнее противника, конечно же нужно пропустить его вперед, в противном случае можно не давать себя обогнать. Пропустив его вперед, следует сразу же повиснуть у него на хвосте, дожидаясь ошибки. Обычно в таких случаях гонщики нервничают и допускают огрехи в пилотировании.

Физическая форма играет огромную роль для картингиста. Тридцать минут в карте потребуют отдачи большого количества энергии, эта вам не в Need for Speed гоняться за своим компьютером. Помните, ваш организм подвергнется огромному напряжению, как психическому, так и физическому. После тренировок и гонок у вас будут болеть мышцы. Если хотите уменьшить болевые ощущения - тренируйте общую выносливость и плечевой пояс. За несколько дней до гонки следует дать организму возможность отдохнуть, чтобы не почувствовать утомление во время выступления. Следите за своим весом, в большинстве соревнований устанавливается лимит на минимальный вес в каждом классе, что делает соперничество в картинге гораздо более жестким, чем в других видах спорта.  

Не забывайте, ключевой момент в гонках - это адекватная оценка происходящего на трассе, способность предугадывать дальнейшее развитие событий. Думайте заранее о приближающемся повороте и выходе из него. Все это приходит с практикой. Но не увлекайтесь, не стоит вести себя на личном автомобиле также, как на карте - последствия могут быть плачевны как для вашего кошелька, так и для здоровья, трассы и машины у нас не созданы для гонок.

Накануне гонки попытайтесь лучше ознакомиться с трассой, на которой будут происходить заезды - некоторые даже проезжают ее на велосипеде. Это поможет вам лучше представить себе траектории прохождения тех или иных участков. Представьте мысленно, как вы проезжаете весь круг, отработайте различные варианты прохождения поворотов при обгонах.

Итак, вы теперь теоретически подкованы, можно переделывать свою газонокосилку в карт, как в свое время сделал отец Михаэля Шумахера для своего сына и приступать к тренировкам. Картинг - это первый шаг к гонкам более высокого уровня, да и просто клевое развлечение. Попробуйте, и не пожалеете.