Полет на параплане


В последнее время мы часто слышим слово "параплан". Полеты на нем рекламируют как дополнительное развлечение для туристов  во многих курортных местах. Попробуем разобраться, что это такое и с чем его едят.

Традиционно парашютисты залезают куда-нибудь повыше (можно на самолете), с громким криком прыгают оттуда, некоторое время летят в свободном падении, дергают за кольцо - раскрывается купол, и они мягко шлепаются на родную землю. Если не повезло - то на воду или в какой-нибудь терновый куст.

У парапланеристов все по-другому. Купол у них открыт с самого начала, а находятся они на земле, чаще всего на каком-то склоне. Для взлета спортсмену нужно побежать, лучше всего против ветра, при этом купол расправляется, набирается воздух и появляется подъемная сила, позволяющая человеку парить над землей, как птица. Параплан конструкционно схож со спортивным парашютом, но его доработали, чтобы он стал легче, безопаснее и более управляемым. Это позволяет при обращении с ним вытворять чудеса акробатики, показывая сложные воздушные элементы.

Современные парапланы состоят как минимум из 30 сегментов, которые все вместе составляют купол. Передняя часть купола  открыта для доступа воздуха. С боковых сторон купола и от каждого сегмента отходят стропы, которые соединяются снизу и закрепляются над плечами пилота. Парапланерист может управлять куполом, потягивая за нужную веревку. Техника такого полета давно разработана, что позволяет обучить любого человека за короткое время.

При изготовлении парапланов используются современные, легкие, но крепкие материалы. Стропы сконструированы  таким образом, что у пилота весьма комфортные условия управления куполом. Как правило, они окрашиваются в яркие цвета, иногда наносятся изображения, подобно аэрографии на автомобилях.

Коэффициент снижения у парапланов - девять к одному. Это значит, если в безветренную погоду запустить его с высоты, он будет снижаться на один метр при прохождении девяти метров в направлении, параллельном земле. Для сравнения, у бумажных самолетиков, которые мы так любили запускать в детстве, этот коэффициент составляет от 3 к 1 до 5 к 1.

Еще одна ассоциация, возникающая при полете на параплане - это как если бы вы запускали большого воздушного змея, а он оторвал бы вас от земли и понес по небу. И при этом вы можете сами задавать направление. Это просто восхитительно. Вы стоите на земле, поворачиваетесь в сторону встречного ветра, идете на него, он подхватывает купол, который сразу надувается и ... есть отрыв, вы уже парите, как орел! Трудно описать словами это ощущение свободы, нужно один раз попробовать. Приземление не так уж и сложно, особенно если рядом есть пляж с мягким песочком. Все, что от вас требуется - это немного практики.

Многие думают, что это очень экстремальный вид спорта, в котором риск здоровью сравним с участием в корриде. На самом деле, все не так плохо. Статистика говорит, что парапланеристы разбиваются реже, чем любители верховой езды или мотоциклисты. В Японии, например, можно встретить пожилых людей, безмятежно скользящих по воздуху над горными склонами. В Европе, в Альпах, огромное количество любителей парапланов летают в самых, казалось бы, неподходящих для этого погодных условиях.

Современные материалы и профессиональные инструкторы сводят риск к минимуму. Это не дешевый египетский дайвинг, где туземцы могут забыть туристов в море, парапланеризм - это более цивилизованно. Тем более что можно первые полеты совершить в тандеме с опытным спортсменом.  Безопасность полета целиком зависит от человека, управляющего куполом. Во-первых, он сам определяет, допустим ли полет в конкретных погодных условиях. Ветер может унести вас куда-нибудь в море, снег замерзнуть на куполе. А во-вторых, человек сам реально оценивает свои возможности. Мотоциклист инстинктивно и исходя из собственного опыта выбирает, какую скорость держать, как резко можно повернуть и т.д. Точно так же ведет себя и пилот параплана. Если у вас спокойный и уравновешенный характер, вы и на параплане будете летать тихо, как дачник-пенсионер, едущий на своей "копейке" из огорода. И никакие неприятности вам не грозят, главное пройти курс обучения и соблюдать правила полета. Потому что наказанием может стать не взятка гаишнику, а падение с высоты, что гораздо неприятнее.

Начинайте полеты на небольшой высоте, над ровной землей, почувствуйте ветер и купол. Со временем вы сольетесь с ними в единое целое. И ничего, кроме удовольствий, параплан вам не доставит.